Обзор изменений законодательства о контрактной системе
23 мая 2018, 20:41
Тип документа:
Доклады

Обзор изменений законодательства о контрактной системе

Перевод конкурентных закупок (конкурсы, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) в электронную форму

В электронной форме (как электронные процедуры) должны будут проводиться любые открытые конкурентные закупки, закрытые конкурентные закупки должны будут проводиться в случаях, определенных Правительством РФ. Закупки должны осуществляться через электронные площадки, в связи с чем вводится их разделение на обычные и специализированные. На первых проводятся открытые закупки, на вторых — закрытые закупки. И в первом, и во втором случае перечни площадок утверждаются Правительством РФ. Для облегчения перехода заказчиков к применению открытых конкурентных способов закупки в электронной форме предусмотрен переходный период — с 01.07.2018 по 31.12.2018 заказчики по желанию могут проводить открытые закупки в электронной форме, а с 01.01.2019 заказчики будут обязаны использовать только электронные закупки.

 

ЕИС

 

- С 1 июля 2018 года для участия в электронных закупках используется только квалифицированная электронная подпись.

- Ведение единого реестра участников закупок в ЕИС будет осуществляться, начиная с 1 января 2019 года.

С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе. Документы, информация, предоставляемая при регистрации, порядок и сроки регистрации в ЕИС будут отдельно определены Правительством РФ.

- В целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС создается и эксплуатируется Государственная информационная система (так называемый «Независимый регистратор»), обеспечивающая:

1) мониторинг доступности (работоспособности) ЕИС, электронной площадки и хранение информации о такой доступности (работоспособности);

2) фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке;

3) хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью.
ГИС будет фиксировать действия, бездействие участников контрактной системы в сфере закупок, осуществляемые в ЕИС, начиная с 1 октября 2019 года.

Напомним, программа с одноименным названием уже существует. С ее помощью пользователи ЕИС и электронных площадок могут записывать на видео свои действия. Вместе с тем нормативно-правовые акты никак не регулируют использование этой программы.

Банковская гарантия

- Изменения в 44-ФЗ коснулись требований к банкам, в которых можно получить гарантии. Сейчас требования определены в Налоговом кодексе РФ. Согласно нововведениям, заказчики должны будут принимать гарантии банков, соответствующие правительственным требованиям. Вступление в силу поправок к Закону № 44-ФЗ о новых требованиях к банкам перенесены с 1 января на 1 июня 2018 г. После принятия соответствующего постановления Правительства РФ, реестр банков, выдающих банковские гарантии по 44-ФЗ на 2018 год, будет создан Минэкономразвития РФ, на основании указанных данных, переданных Банком России. Итоговый список банков-гарантов для обеспечения заявок будет опубликован на официальном сайте ведомства

- Изменения в правилах требования банковского обеспечения при проведении закупок (участии в закупках), извещения о которых будут размещены в ЕИС после 19 марта, нужно учесть следующее:

Установлен размер требования по гарантии, которая обеспечивает заявку. Он равен размеру обеспечения.

Ограничено право заказчика требовать выплаты всей суммы обеспечения исполнения контракта в ситуации, когда часть обязательств исполнена и оплачена.
Если разница между ценой контракта и суммой исполненных и оплаченных обязательств будет меньше суммы обеспечения, заказчик может требовать только эту разницу.
Если разница превышает сумму обеспечения либо равна ей, размер требования ограничен суммой обеспечения.

Отменена обязанность подтверждать полномочия подписавшего требование, если он указан в ЕГРЮЛ как лицо, имеющее право подписывать документы без доверенности. В отношении иных лиц потребуется представить доверенность.
Следовательно, если требование подпишет руководитель заказчика, сведения о котором есть в ЕГРЮЛ, приказ о назначении не понадобится прилагать к требованию.

В качестве приложения к требованиям по гарантиям, обеспечивающим заявку, сохранена только доверенность. Она подается, если это необходимо.

 Предусмотрена возможность направлять требование в виде электронного документа. Это касается как гарантий, обеспечивающих заявки, так и гарантий, обеспечивающих исполнение контракта.

- С 1 июля 2019 года участник будет вправе сам определять, каким образом вносить обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе или аукционе в электронных формах. Помимо денежных средств, может быть использована банковская гарантия. Это нововведение напрямую связано с переходом на электронные виды торгов.

Специальные счета

По 30 июня 2018 года действует старый порядок внесения обеспечения для участия в закупке, т.е. переводом денежных средств на счет участника на электронной торговой площадке.

С 1 июля 2018 года участники должны будут вносить обеспечение заявки на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Изменения в порядке осуществления контроля в сфере закупок

С 11.01.2018 г. устанавливается новый порядок рассмотрения обращений любых физических лиц (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть индивидуальных предпринимателей) контрольными органами в сфере закупок:

- обращение с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего поступившие от физического лица, которое не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в отношении объекта этой закупки и права и законные интересы которого не нарушены такими действиями (бездействием), положениями этих документации, извещения, рассматриваются контрольным органом в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Таким образом, если физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (например, у физического лица отсутствует лицензия, членство в СРО, государственная аккредитация и т.п.), то жалоба такого физического лица (в том числе индивидуального предпринимателя) не подлежит рассмотрению контрольным органом в сфере закупок в порядке главы 6 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Такие обращения физических лиц (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) рассматриваются с 11.01.2018 г. контрольным органом в сфере закупок в общем порядке рассмотрения обращения граждан.

Обращаем внимание читателей на то, что данная поправка касается только жалоб физических лиц, не соответствующих требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Изменения в порядке направления сведений для включения в Реестр недобросовестных поставщиков

 

С 11.01.2018 г. Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ"О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изложены в новой редакции пункт 2 части 3 и часть 4 статьи 104 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе:

- в Реестр недобросовестных поставщиков не включается информация об ИНН публично-правовых образований, являющихся учредителями юридических лиц (новая редакция пункта 2 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ);

- обязанность заказчика направлять сведения об уклонившемся от заключения контракта участнике закупки теперь не увязана с заключением контракта заказчиком со следующим участником (новая редакция части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе).

Ранее, в предыдущей редакции закона победитель процедуры закупки, уклонившийся от заключения контракта, мог избежать включения в Реестр недобросовестных поставщиков в случае отказа следующего участника от подписания контракта с заказчиком

С 11.01.2018 г. данный пробел в действующем законодательстве о контрактной системе закрывается.

Изменения в порядке осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Новые основания для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

- Заключение органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления контрактов на оказание услуг по осуществлению рейтинговых действий юридическими лицами, признаваемыми в соответствии с законодательством РФ кредитными рейтинговыми агентствами, а также иностранными юридическими лицами, осуществляющими рейтинговые действия за пределами территории РФ;

- Осуществление закупки работ по модернизации федеральных государственных информационных систем для информационно-правового обеспечения деятельности палат Федерального Собрания РФ и услуг по сопровождению таких систем.

- Оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При осуществлении данных закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не обязан составлять отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также письменно обосновывать цену заключаемого контракта.

Также с 11.01.2018 г. Федеральным законом от 31.12.2017 № 506-ФЗ в пунктах 38 и 39 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе внесены терминологические правки в данные основания закупки у единственного поставщика: фраза "жилье экономического класса" заменена фразой "стандартное жильё".

Кроме того, с 31.12.2017 г. Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ признан утратившим силу пункт 43 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе:

осуществление субъектами Российской Федерации за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета в соответствии со статьей 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", закупки работ или услуг по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, строительству и оснащению таких объектов у организаций, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.

С 01.07.2018 г. контракт заключается с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур в электронной форме.

 

Новые правила описания объекта закупки

С 11 января 2018 года изложен в новой редакции пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ:

«в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование».

В новой редакции пункта отсутствует норма о том, что «описание объекта закупки должно носить объективный характер».

Допускается при описании объекта закупки указывать товарный знак конкретного производителя при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент», в том числе и при поставке товара (в старой редакции указанной нормы было предусмотрена такая возможность «в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта».)

Изменения в порядке заключения контрактов

- Государственные и муниципальные заказчики с 1 января 2018 года вправе заключать государственные и муниципальные контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств.

С 1 января 2018 года Федеральным законом от 18.07.2017 № 178-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» изложен в новой редакции пункт 3 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно новой редакции этой нормы Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) заказчики вправе заключать государственные (муниципальные) контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств в целях их приведения в соответствие с законом (решением) о бюджете в размере, не превышающем объема принимаемых бюджетных обязательств, поставленных на учет в порядке, установленном финансовым органом.

- Заказчики в случае отказа от заключения контракта с победителем процедуры закупки по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, с 11.01.2018 г. получают право на заключение контракта со следующим участником закупки.

Данное изменение устанавливает право заказчика в случае отказа от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем.

При этом такой контракт заключается в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта.

Однако, победитель закупки, с которым заказчик отказался заключить контракт по основаниям, указанным в части 9 и пункте 1 части 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, не считается уклонившимся от заключения контракта и, соответственно, сведения о нём не направляются в ФАС для включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

Единственным исключением является отказ заказчика от заключения контракта по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе. В этом случае победитель признаётся уклонившимся от заключения контракта, и информация о нём подлежит направлению в ФАС России и её территориальные органы для решения вопроса о включении в Реестр недобросовестных поставщиков.

Требования к содержанию контракта

В статье 34 появились новые требования к содержанию контрактов. В частности, уточнено, что в контракт включаются условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

 

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций

Контракты по несостоявшимся процедурам будут учитываться в отчете об объеме закупок у СМП и СОНКО

С 1 января 2019 года изменяется порядок формирования отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций – в нем будут учитываться контракты, заключенные по результатам несостоявшихся определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с ограничением по п.1 ч.1 ст.30 закона № 44-ФЗ с единственным участником закупки.

По несостоявшимся процедурам срок изменения план-графика уменьшен

С 1 июля 2018 года внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения по процедурам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), объявленным после признания конкурсов, аукционов, запросов предложений и запросов котировок несостоявшимися в связи с отсутствием или отклонением всех заявок, а также в случае проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчет об исполнении этапа контракта размещается только в отдельных случаях

Обязанность размещать отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта (ч.9 ст. 94) будет сохранена только для случаев, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

Увеличивается срок для размещения информации в реестре контрактов

Сроки размещения информации в реестре контрактов в статье 103 увеличиваются до 5 рабочих дней. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

 

 

Наверх