Антимонопольный комплаенс для хозяйствующих субъектов. Цели, задачи, нормативное регулирование.
24 августа 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

21.12.2017 был принят Указ Президента РФ №  618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» согласно которому, Правительством Российской Федерации проводится комплекс мероприятий, направленных  на оповещение хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках о мерах  стимулирования организаций, внедряющих (внедривших) систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее – антимонопольной комплаенс).  

Данная новелла является особенно актуальной в связи с курсом ФАС России и ее территориальных органов на  либерализацию антимонопольного законодательства и расширению применения предупредительных механизмов. Мировой опыт свидетельствует о том, что механизм антимонопольного комплаенса является одним из эффективных способов снижения количества антимонопольных нарушений. Целью антимонопольного комплаенса для компаний является снижение вероятности совершения нарушения антимонопольного законодательства. В европейских странах и США предусмотрена возможность снижение оборотного штрафа в случае наличии действующего антимонопольного комплаенса у хозяйствующего субъекта. В Российской Федерации в настоящий момент в связи с Указом Президента № 618 прорабатывается Федеральный закон, которым предусматривается правовое регулирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Однако можно констатировать, что уже в настоящее время есть ряд «преимуществ» внедрения антимонопольного комплаенса, так внедренная система может быть признана смягчающим обстоятельством при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности. Также Постановлением Правительства РФ от 01.03.2018 № 213 «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации» утверждено, что  деятельность хозяйствующих субъектов, подлежащая отнесению к категориям среднего и умеренного риска, подлежит отнесению к категориям умеренного и низкого риска соответственно при наличии в совокупности следующих условий:

а) отсутствие в течение 3 лет на день принятия решения о присвоении (изменении) категории риска вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения по статьям 14.31 - 14.33, 14.40, 14.41, частям 2.1 - 2.3, 2.5 и 2.6 статьи 19.5 и статье 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

б) функционирование у хозяйствующего субъекта в течение не менее одного года на день принятия решения о присвоении (изменении) категории риска системы правовых и организационных мер, направленных на соблюдение таким хозяйствующим субъектом требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, предусмотренной внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты применяются к хозяйствующему субъекту.

От категории риска зависти возможность осуществлять ФАС России и ее территориальными органами проведение плановых  проверок, а также их периодичность.

Для внедрения антимонопольного комплаенса компания разрабатывает внутренние документы, определяющие систему рисков нарушения антимонопольного законодательства и механизмы выявления таких рисков. Такие риски могут различаться в зависимости от условий осуществления деятельности      , положения субъекта на рынке, специфики товарного рынка.

Безусловно, внедрение комплаенса подразумевает как ознакомления сотрудников с актами комплаенса, так и обучения сотрудников антимонопольному праву. Проект Закона о комплаенсе содержит, в том числе порядок работы с данным документом, так в случае возбуждения дела, на лицо, которое внедрило комплаенс, будет возлагаться обязанность доказательства комиссии антимонопольного органа, что данный документ фактически внедрен, а нарушение стало лишь «человеческим фактором». Однако впоследствии данное обстоятельство будет учтено при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности.

В настоящий момент методология процесса для хозяйствующих субъектов в Российской Федерации не разработана, в связи с чем ФАС России в лице руководителя службы И.Ю. Артемьева было принято решение о необходимости создании первой кафедры антимонопольного комплаенса на базе одного из высших учебных заведений. По совокупности ряда критерий, таких как профессорско-преподавательский состав, научно-исследовательская база,  опыт ведения сложных экономико-юридических проектов, в качестве опорного ВУЗа по направлению разработки методологии внедрения антимонопольного комплаенса был выбран Санкт-Петербургский государственный экономический университет.

 

Наверх