Доклад на тему: "Нарушения закона о защите конкуренции со стороны ПТП"
03 декабря 2018, 16:56
Тип документа:
Доклады

 

Октябрь 2018 года был богат на события связанные с регулированием в портовой отрасли. Так,  Верховный суд России отменил судебные акты трех нижестоящих инстанций, которые признали незаконным решение ФАС о том, что ПАО «Новороссийский морской торговый порт» установило монопольно высокие цены на перевалку грузов, в том числе нефти, в порту Новороссийска. ВС РФ отправил дело на новое рассмотрение в арбитражный суд Москвы.

Ленинградское УФАС России за 2017-2018 годы также столкнулось с целым рядом нарушений антимонопольного законодательства  со стороны стивидорных компаний.

Еще в ноябре 2017 года в адрес Управления обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Балтийское морское буксирное агентство» с заявлением о возможном нарушении конкурентного законодательства со стороны ООО «Приморский торговый порт» в связи с  отказом от предоставления свободных причалов для швартовки буксиров Заявителя для осуществления буксирной деятельности в морском порту Приморск.

Ленинградским УФАС Росси было установлено, что 09 ноября 2017 г. в соответствии с договором на оказание буксирных услуг заключенным с судовладельцем Tsakos Columbia Shipmanagment («ТСМ») S.А., ООО «БМБА» получило номинацию на оказание буксирных услуг танкера Ageas. Буксиры ООО «БМБА» прибыли в порт Приморск и встали на якорь до получения согласования от оператора терминалов порта и разрешения от Капитана Порта Приморск на заход к свободному причалу.

Несмотря на неоднократные обращения буксирной организации в адрес диспетчера Приморского торгового порта,  последний указывал на отсутствие возможности осуществить швартовку буксира со ссылками на погодные условия и занятость всех причалов.

По итогам проведенного правового анализа полученных материалов, Ленинградское УФАС России установило, что погодные условия 09.11.2017 в морском порту Приморск были приемлемыми, движение судов в акватории не приостанавливалось,  соответственно ООО «ПТП», допуская одни буксирные агентства  ограничило доступ на товарный рынок другому буксирному агентству.

В результате, Управлением было выдано предупреждение о недопустимости подобных действий. На основании выданного предупреждения, ООО «БМБА» в судебном порядке, в тесной кооперации с антимонопольным органом, взыскало порядка двух миллионов рублей с ООО «ПТП» в связи с упущенной выгодой.

 

Злоключения буксирных организаций, осуществляющих свою деятельность в акватории морского порта Приморск, на этом не закончились и уже  в декабре 2017 года в адрес Ленинградского УФАС России обратилось АО «Роснефтефлот».

Как  указал заявитель в  ноябре 2017 года ООО «ПТП» утвердило «Руководство по обработке судов на морском терминале, эксплуатируемом                       ООО «ПТП» (далее - Руководство), а также направил данное Руководство в адрес               АО «Роснефтефлот» с указанием на обязательность соблюдения требований раздела  Руководства «Буксирное обеспечение. Суда аварийного реагирования».

Заявитель посчитал, что документ  устанавливает значительное количество не предусмотренных законодательством обязательных правил для хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление буксировки морских и накладывает необоснованные ограничения на используемые при буксировке суда, предусматривает завышенные требования к оборудованию и к членам экипажей буксиров.

Помимо этого, заявитель сообщил, что в новом типовом проекте договора между стивидором и морскими агентами содержится условие об обязательном потреблении швартовных услуг, представляемых ООО «ПТП», что по своей сути уже могло содержать признаки навязывание невыгодных условий договора.

По итогам рассмотрения заявления, Ленинградское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с устранением конкуренции в акватории морского порта Приморск на рынке буксирных услуг. Ведь, как было установлено Управлением,  буксирные услуги смог оказывать лишь один хозяйствующий субъект, при этом аффилированный с ООО «ПТП».

Кроме того, Ленинградское УФАС России выдало предупреждение о недопустимости навязывания невыгодных условий договора.   Стивидор, выполнив только один пункт предупреждения, посчитал его исполненным, но проведя системный правовой анализ, сотрудники Управления установили, что  ООО «ПТП» исключил спорные условия только из двух договоров, при этом оставил их  во всех остальных договорах.

Итогом двух рассмотренных дел стали решения о признании ООО «ПТП» нарушившим пункты 3 и 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Кроме того стивидору было предписано изменить типовую форму договора и отменить спорное Руководство или же распространить его действие только на хозяйствующие субъекты, входящие с ООО «ПТП» в одну группу лиц.

Стивидор оспорил оба решения в судебном порядке, однако, решениями Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, оставленными без изменения Тринадцатым арбитражным апелляционным судом, решения Комиссии Ленинградского УФАС России были признаны законными.

В настоящий момент Ленинградским УФАС России переданы материалы дела на дисквалификацию генерального директора ООО «ПТП» в связи с вопиющими нарушениями антимонопольного законодательства, которые продолжаются и по сей день. АО «Роснефтефлот» подало повторное заявления в связи с изданием нового руководства, которое хоть и содержит измененные требования к судам буксирных организаций, тем не менее, также содержит ограничивающие конкуренцию формулировки. Управление рассматривает  вопрос о возбуждении уже третьего по счету антимонопольного дела в отношении ООО «ПТП». 

Также юристы, АО «Роснефтелот»  готовят иск о возмещении убытков, а именно  упущенной выгоды,  правовым основанием для которого явились решения Ленинградского УФАС России по двум антимонопольным делам.  Сумма упущенной выгоды уже перевалила за полмиллиарда рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх