Доклад на тему: Передача органом местного самоуправления объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения без осуществления конкурентных процедур
22 февраля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад на тему:

 

Передача органом местного самоуправления объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения без осуществления конкурентных процедур

 

В настоящее время участились жалобы хозяйствующих субъектов на действия органов местного самоуправления по передаче объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения без осуществления конкурентных процедур.

В своих доводах заявители указывают, что:

«В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество государственным и муниципальным учреждениям.

Указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 2 статьи 17.1 Закона № 135-Ф3).

В силу пункта 1 статьи 51 Закона № 131-Ф3 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, (пункт 4.2 статьи 17 Закона № 131-Ф3).

Частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона № 416-ФЗ.

Частью 3 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона № 416- ФЗ, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 Закона № 416- ФЗ).

Конкурс на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются системы и (или) объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, является открытым (часть 5 статьи 41.1 Закона
№ 416-ФЗ).

С момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Закона № 416-ФЗ и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон 190-ФЗ).

Согласно статьи 28.1 Закона 190-ФЗ, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашения.

При таких обстоятельствах передача органом местного самоуправления прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также систем теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, возможна только по договорам аренды или концессионным соглашениям, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ, частью 2 статьи 28.1 Закона
№ 190-ФЗ.

Следовательно, поскольку централизованные системы теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, являются имуществом, в отношении которого установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования, то закрепление его на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием - незаконно.

Закрепление указанных объектов за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения без проведения таких процедур препятствует развитию конкуренции, поскольку создает для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении муниципального имущества во временное владение и (или) пользование и лишает иных лиц, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью, возможности получить права на эти объекты».

Данные выводы заявители делают, основываясь на неверном толковании норм законодательства Российской Федерации.

В связи с изложенным, следует указать, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Действуя на основании статей 215, 216 ГК РФ, собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.

Как было указано выше, Закон о защите конкуренции, Закон № 416-ФЗ и Закон 190-ФЗ содержат требования, которые регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.

Статья 28.1 Закона 190-ФЗ, также как и статья 41.1 Закона № 416-ФЗ, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом.

С учетом изложенного, действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, в связи с чем, данные действия, не могут свидетельствовать о признаках нарушения статей 15, 16 Закона о защите конкуренции.

Конечную точку в этом вопросе поставил Верховный Суд Российской Федерации, так 28.12.2017 судья Верховного Суда Российской Федерации, изучив надзорную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю на определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 303-КГ17-4054, вынесенное по результатам рассмотрения кассационных жалоб Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю и публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» на постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.01.2017 по делу № А24-1728/2016 Арбитражного суда Камчатского края, установил, что положения специальных законов (Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») о порядке заключения договоров пользования и владения государственным имуществом, в том числе договоров аренды, концессионных соглашений и других, коллегией судей истолкованы как особенности регулирования, не запрещающие передачу имущества, находящегося в муниципальной собственности, муниципальным предприятиям во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации на праве хозяйственного ведения.

Однако, передачей объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения МУПам органы местного самоуправления не ограничиваются, и зачастую осуществляют передачу таких объектов хозяйствующим субъектам без проведения конкурентных процедур.

Так Ленинградским УФАС России было рассмотрено заявление хозяйствующего субъекта, о том, что Администрацией муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области (далее – Администрация) была осуществлена передача очистных сооружений в аренду другому хозяйствующему субъекту по муниципальной преференции без проведения конкурентных процедур.

         В ходе рассмотрения данного заявления было установлено, что во исполнение Областного закона Ленинградской области № 153-оз
«О перераспределении полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления поселений Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области»
все имеющиеся объекты водно - коммунального хозяйства на основании распоряжения Администрации
№ 151 от 04.07.2018 в целях дальнейшей передачи в государственную собственность Ленинградской области были закреплены на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием (далее - МУП).

Данный областной закон определяет, что в городских и сельских поселениях  Бокситогорского, Волховского, Всеволожского, Волосовского, Выборгского, Кингисеппского, Киришского, Кировского, Лодейнопольского, Ломоносовского, Лужского, Подпорожского, Приозерского, Сланцевского, Тихвинского, Тосненского (за исключением Фёдоровского городского поселения) муниципальных районов, Гатчинского городского поселения, Коммунарского городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области все объекты водоснабжения и водоотведения должны быть переданы в собственность Ленинградской области.

Директор МУП обратился к собственнику очистных сооружений - Администрации, как к уполномоченному лицу, за решением вопроса дальнейшей эксплуатации очистных сооружений в связи с тем, что МУП эксплуатировать очистные сооружения более не в состоянии.

В целях защиты окружающей среды, охраны здоровья граждан, в интересах потребителей для создания условий для устойчивого обеспечения приема и очистки сточных вод Администрацией была разработана подпрограмма «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Сосновское сельское поселение на 2018 год», в которой указано, что исходя из социально – экономической ситуации, сложившейся в муниципальном образовании во второй половине 2018 года, а именно наступления переходного периода по передачи муниципального имущества в виде объектов водно - коммунального хозяйства в государственную собственность Ленинградской области в соответствии с областным законом № 153-оз,  существует вероятность остановки работы социально значимых объектов в виде комплексов канализационных очистных сооружений.

Постановлением Администрации была осуществлена передача на праве аренды муниципального имущества коммунально-бытового назначения в виде канализационных очистных сооружений по муниципальной преференции обществу (субъекту малого и среднего предпринимательства), а также был заключен договор аренды с указанным Обществом в отношении очистных сооружений сроком на 1 год.

Преференции являются одним из видов поддержки, в том числе оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Законом о развитии предпринимательства.

Из совокупности положений части 1 статьи 19 и пункта 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции следует, что исключением из случаев предварительного согласования с антимонопольными органами предоставления преференции является предоставление преференции в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, при даче согласия на предоставления преференции антимонопольный орган в целях недопущения, ограничения либо устранения конкуренции вводит ограничения в отношении предоставляемой преференции.

К таким ограничениям относиться установление предельного срока предоставления преференции, а также иные ограничения, применение которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Без введения соответствующих ограничений Администрация на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, по истечению годового срока аренды, имеет возможность перезаключить такой договор на новый срок без проведения конкурсных процедур.

Администрация, предоставив преференцию Обществу без введения ограничений потенциально ограничивает возможность для иных хозяйствующих субъектов выйти на рынок услуг водоотведения, данное действие (бездействие) содержит признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что приводит (может привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Ленинградское УФАС России, руководствуясь статьей  39.1 Закона о защите конкуренции выдало Администрации предупреждение о необходимости прекращения (недопущения) указанных действий путем:

1.      осуществления действий направленных на введение ограничения по предельному сроку предоставления преференции;

2.      осуществления действий направленных на подготовку и проведение мероприятий, направленных на проведение конкурентной процедуры на право заключения договора аренды муниципального имущества или осуществления действий направленных на подготовку и проведение мероприятий, направленных на передачу муниципального имущества  в государственную собственность Ленинградской области.

Срок исполнения данного предупреждения не наступил, предупреждение в стадии исполнения.

Наверх